Обработка данных . . .

Без границ: зачем создавать сервис для инвалидов-путешественников

18.10.2021

По оценкам ВОЗ, более 1 млрд человек в мире, или почти 15% населения Земли, — инвалиды. В странах, где средняя продолжительность жизни больше 70 лет, 11,5% престарелого населения проживает как минимум восемь лет с инвалидностью. В России сегодня живет 12 млн инвалидов, большинство из них не решаются покидать пределы своего города. Созданный семьей Анпилоговых в 2015 году проект globe4all занимается развитием путешествий для людей с ограниченными возможностями здоровья, Inc. Russia рассказывает его историю.

Как семейный сайт трансформировался в бизнес

Ренат и Надежда Анпилоговы c 2012 года вели семейный сайт, где они публиковали рассказы о своих путешествиях. Уже тогда там был раздел, посвященный путешественникам с инвалидностью. О проблемах таких людей Ренат Анпилогов узнал еще в 2003 году, когда работал преподавателем в колледже-интернате для слепых музыкантов, Надежда Анпилогова столкнулась с ними после того, как ее дедушка в 2007 году оказался в инвалидном кресле.

«Я по семейному опыту с дедушкой понимала, что самые простые и привычные для человека вещи — рыбалка, поездка за грибами или прогулка в парке, исчезают, если он оказывается в коляске, в квартире в доме без лифта и пандуса. В 2009 году мы выехали за границу в поездку в первый раз — и там встретили на площади туристов с костылями и на колясках, которые были обычной туристической группой. И тогда мы поняли, что это может и должно быть доступно для людей», — рассказывает Анпилогова.

Пока Анпилогов работал в колледже-интернате, он выяснил, что в России инклюзивным туризмом занимается Всероссийское общество инвалидов (ВОИ) и некоторые турфирмы. ВОИ организует доступные по финансам или бесплатные путешествия своими силами, турфирмы обычно предлагают персональные туры по высокой стоимости.

Изучение сферы доступного туризма натолкнуло супругов на идею создания отдельного проекта. Эта ниша в России была не занятой, и семья приступила к реализации идеи.

Что такое «доступный туризм»

Согласно определению Европейской сети доступного туризма (ENAT), термин трактуется как постоянное обеспечение доступности туристических направлений, продуктов и услуг для всех людей, независимо от их физических или интеллектуальных ограничений, инвалидности или возраста. Иными словами, доступная среда предназначается для инвалидов, детей и пожилых людей. Изначально она формируется в соответствии с принципом универсального дизайна. При этом туристы должны быть максимально независимы от посторонней помощи. Принципы доступной среды изложены в ст. 9 в Конвенции Организации Объединенных Наций о правах инвалидов (КПИ).

Безграничные возможности для путешествий

После работы преподавателем в колледже-интернате Ренат Анпилогов занимался техническим менеджментом и управлял командой разработчиков, создающих мобильные приложения и сайты для Ivi.ru, «Триколор» и других интернет-медиа. Этот опыт он использовал при создании globe4all.

«Деньги на развитие сайта мы вкладывали только со своих зарплат. Средства тратились преимущественно на контент и разработку. На первых этапах акцент был сделан на информационную часть сайта с рассказами о доступном туризме. Такие истории помогли сподвигнуть читателей на путешествия», — вспоминает предприниматель.

Перед тем, как раздел «Доступный туризм» на сайте о путешествиях стал полноценным проектом, Анпилоговы в ноябре 2014 года отправились в Сан-Марино, чтобы принять участие в Первой Европейской конференции UNWTO по доступному туризму. На мероприятии эксперты говорили о развитии рынка. Например, по оценкам организации, средние расходы туристов с ограниченными возможностями в Испании превышают €800, тогда как обычный путешественник оставляет лишь €600.

Спрос на доступную среду продиктуют пенсионеры

Объем глобального рынка доступного туризма составляет от 14% до 20% от общего рынка туризма, подсчитали в TravAbility. При этом первый сегмент растет темпами в три раза быстрее второго.

По оценкам Джеймса Боутелла из Университета Лафборо (Великобритания), размер рынка доступного туризма напрямую зависит от количества сопровождающих. По усредненным прогнозам, объем рынка вырастет с €53,5 млрд в 2005 году до €88,6 млрд в 2025-м. Боутелл также проанализировал данные Deloitte и применил мультипликативный эффект, из расчета «один турист — два сопровождающих». По его подсчетам, при таких условиях объем рынка вырастет до €132,8 млрд в 2025 году.

Супруги решили сделать сайт с акцентом на выездной туризм, а приоритетными направлениями выбрали страны с развитой безбарьерной средой — Испанию, Италию и Францию. В России на тот момент для людей с ограниченными возможностями здоровья более-менее подходила только городская среда Сочи, Москвы, Санкт-Петербурга и Казани.

Проект Анпилоговых получил название globe4all, инвестиции в запуск составили примерно 1,5 млн руб. собственных средств. Информационная часть появилась в 2016 году, а с начала 2020 года была реализована и возможность бронирования туров.

В 2019 году globe4all получил грант по программе Expo Live для социальных инноваторов в рамках выставки Expo 2020. «Это была сумма $100 тыс., мы ее уже получили. Деньги направили на доработку функционала сервиса, тестирование маршрутов, создание мультимедийного контента, продвижение и оплату труда сотрудников. Благодаря программе Expo Live, в январе следующего года мы будем рассказывать о доступном туризме в России на Expo в Дубаи», — рассказал Ренат Анпилогов.

Путешествия без ограничений

С началом пандемии бизнес globe4all, ориентированный на зарубежные поездки, изменился. Вынужденные переключиться на внутренний туризм предприниматели присоединились к акселератору Московского инновационного кластера  и программе Moscow Travel Hub «Фабрика туристических продуктов и сервисов».  В результате globe4all запустил активные продажи по внутренним направлениям.

Сейчас выбор туров на сайте разбит на три самых популярные категории:

  • для людей с поражением опортно-двигательного аппарата и для неслышащих;
  • для незрячих;
  • инклюзии.

Если выбор путешествия для первой категории не составит особого труда, то для второй и третьей приходится выбирать несколько иные направления. Незрячим важны эмоции, им не интересно изучать по несколько часов тактильные копии картин в одном музее, объясняет Анпилогов.

Так, автономная некоммерческая организация «Белая трость» для globe4all разработали туры с яхтингом, преимущественно на морские курорты. Незрячие туристы могут почувствовать волны, ветер, морскую соль.

«В одно из путешествий в Сочи мы пригласили блогера Ивана Ерхова. Мужчина потерял зрение будучи студентом, после осложнения болезни. Это обстоятельство не мешает ему плавать, ходить в походы, заниматься спортом. Одна из экскурсий была в Скайпарк. Иван стоял на краю и по ветру понимал, что находится на высоте. Потом инструктор объяснил ему правила прыжка. Семь секунд свободного падения — и Иван покорил высоту», — рассказал предприниматель.

Отдельные прдукты компании рассчитаны на людей с различными аллергиями на те или иные продукты питания, например с непереносимостью глютена или лактозы.

«Многие рестораны остаются gluten-free только на бумаге, на деле человек покупает при заказе обычные блюда. Аллергикам опасно ходить в подобные заведения: еда с аллергеном может вызвать отек или другую негативную реакцию организма», — рассказывает Ренат Анпилогов.

Как технологии помогают незрячим людям

Незрячим людям в передвижении по родному или незнакомому городу помогают технологии — «умные» трости и «умная» обувь со встроенной навигацией. Эти вещи определяют препятствия или отклонения от маршрута и сигнализируют об этом с помощью вибрации. Так, например, определенная вибрация в левом ботинке может сигнализировать о повороте налево. Еще одно полезное изобретение — приложение Be My Eyes. В сервисе регистрируются зрячие волонтеры (сейчас их около 1 млн), они удаленно помогают незрячим людям перемещаться по улицам: человек включает тыльную камеру на смартфоне, а добровольцы подсказывают правильный путь до нужного места.

Понимание проблем мотивирует сотрудников

В проекте работает семь человек, из них пятеро — с инвалидностью. Сотрудники с ограниченными возможностями здоровья не понаслышке знакомы с проблемой и лучше понимают потребности целевой аудитории, считает Анпилогов. Кроме основного состава, у globe4all есть внештатные помощники и волонтеры. Задача волонтеров — лично проверять новые локации и туры. Поощрением становятся скидки на туры.

Один из таких помощников — Анастасия Румянцева, она перемещается на кресле-коляске. Первые свои путешествия она организовывала самостоятельно, в таких случаях перед поездкой всегда необходимо обзванивать отели и узнавать про доступность для людей на коляске, рассказывает она.

«Сотрудники гостиницы не всегда правильно понимают, какая должна быть доступность, поэтому лучше наводящие вопросы задавать самим, чтобы не возникло недоразумений. Человек с инвалидностью тоже может быть разный, например, кому-то в ванной обязательно нужны поручни, а кто-то может справиться и без них. Существуют общие правила и нормы для гостиниц, но проектировщики иногда умудряются понять их по-своему», — объясняет Румянцева.

Как монетизируется проект

Основной источник дохода globe4all — гиды. Проект берет комиссию 10% с каждого организованного тура. Кроме того, сервис отдельно помогает найти сопровождающего для поездки, взять в аренду средства реабилитации, пройти курс обучения в сфере доступного туризма. По словам Анпилогова, стоимость зависит от того, где живет сопровождающий, куда отправляется путешественник и нужна ли ему помощь санитара.

Основным ограничением в развитии проекта является отсутствие в большинстве российских городов доступной среды, а также низкие доходы населения в России, признает Ренат Анпилогов. По максимуму концепцию доступной среды при возведении новых зданий и инфраструктуры сейчас учитывают только в США, Европе и ОАЭ.

«В Европе инвалиды стали полноценными субъектами экономики, способны сами заработать деньги и тратить даже больше, чем дает государство. А в России у многих инвалидов основной источник дохода, к сожалению, только пенсия от государства», — пояснил предприниматель.

На коляске из США в Россию

Россиянка Юлия Ричардсон живет в США. После утраты мобильности в 2019 году она начала регулярно возвращаться в РФ на процедуры в нижегородский медицинский центр. По ее словам, в США нет комплексного подхода к реабилитации, а стоимость процедур — в разы дороже, чем в России. После каждого курса реабилитации у Ричардсон остается время и на посещение других городов страны.

С каждым годом Россия становится все более дружелюбной для инвалидов, признает она. Например, в историческом центре Санкт-Петербурга начали устанавливать пандусы между дорогой и тротуаром, но обычно все же есть перепады высот между концом пандуса и дорогой. «Приятно удивил Эрмитаж, в котором сделали подъемники. В Третьяковской галерее сложно спроектировать подъем на коляске по лестнице на второй этаж. Поэтому маломобильных граждан доставляют на второй этаж на грузовом лифте», — рассказала Юлия Ричардсон.

В то же время по тротуарам, когда тепло, ездят велосипедисты, скейтеры, люди на самокатах — это существенно осложняет перемещение по городу в инвалидном кресле, продолжает она. Летние веранды в ресторанах также почти всегда располагаются на платформе, а многоквартирные дома проектируют без учета потребностей неспособных ходить самостоятельно людей, а также родителей с детскими колясками.

В России для инвалидов-колясочников проблемной частью остается городской транспорт, продолжает Ричардсон, в Москве и Санкт-Петербурге она вынуждена перемещаться преимущественно на такси. «Зато на вокзалах появились группы содействия, которые встретят в зале ожидания и довезут до твоего вагона, а также помогут зайти в вагон при помощи подъемника», — рассказала она.

По словам женщины, в США она не чувствует себя инвалидом и ей доступно все.

В Америке с 1990 года действует закон об американцах-инвалидах. Он защищает около 56 млн человек с ограниченными возможностями здоровья от дискриминации в любой сфере жизни, в том числе на работе. Законом гарантирован равный доступ к общественным зданиям, равный доступ к вакансиям и государственным услугам.

 

Материал и иллюстрация incrussia.ru

Добавить комментарий